Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2017
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 3105

Централизованное тестирование по биологии, 2017

1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) раз­ви­тие
2) раз­дра­жи­мость
3) кле­точ­ное стро­е­ние
4) обмен ве­ществ и энер­го­за­ви­си­мость
2.  
i

Ком­по­нент био­це­но­за, вклю­ча­ю­щий в себя опре­де­лен­ные живые ор­га­низ­мы,  — это:

1) зо­оце­ноз
2) кли­ма­топ
3) био­сфе­ра
4) ли­то­сфе­ра
3.  
i

По хи­ми­че­ской при­ро­де маль­то­за яв­ля­ет­ся:

1) ли­пи­дом
2) по­ли­пеп­ти­дом
3) уг­ле­во­дом
4) нук­ле­и­но­вой кис­ло­той
4.  
i

Потом­ство F1 будет еди­но­об­раз­ным по фе­но­ти­пу при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Мм и mm
2) Mm и Мm
3) MM и mm
4) MmNn и mmnn
5.  
i

На­ро­чан­ский  — уни­каль­ный при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ста­тус:

1) за­каз­ни­ка
2) за­по­вед­никa
3) па­мят­ни­ка при­ро­ды
4) на­ци­о­наль­но­го парка
6.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Кув­шин­ка белая:

 

(1)Цвет­ки у кув­шин­ки белой пла­ва­ю­щие, оди­ноч­ные, белые, круп­ные (до 20 см в диа­мет­ре). (2)Цве­тет она с июня до сен­тяб­ря, цвет­ки опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми. (З)Опы­лен­ные цвет­ки по­гру­жа­ют­ся в воду, где про­ис­хо­дит со­зре­ва­ние и раз­ру­ше­ние плода (на сле­ду­ю­щий год в ав­гу­сте  — сен­тяб­ре). (4)Плоды у кув­шин­ки ша­ро­об­раз­ные, мно­го­се­мян­ные, с круп­ным меш­ко­вид­ным вы­ро­стом. (5)Кув­шин­ка про­из­рас­та­ет в во­до­е­мах, бо­га­тых био­ген­ны­ми эле­мен­та­ми. (6)Она встре­ча­ет­ся в озе­рах, ка­на­лах, за­во­дях рек с мед­лен­но те­ку­щей водой на глу­би­не до 2,5 м.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 3, 6
4) 5, 6
7.  
i

В ка­че­стве при­ме­ра вто­рич­ной эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии можно рас­смот­реть сук­цес­сию, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся на:

1) пес­ча­ных на­но­сах рек
2) голой скаль­ной по­ро­де
3) осу­шен­ном вер­хо­вом бо­ло­те
4) за­стыв­шей вул­ка­ни­че­ской лаве
8.  
i

От­сут­ствие воды де­ла­ет жизнь рас­те­ний не­воз­мож­ной даже при усло­вии бла­го­при­ят­но­го со­че­та­ния дру­гих фак­то­ров. В дан­ном слу­чае влаж­ность  — это:

1) ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор
2) эко­ло­ги­че­ский мак­си­мум
3) глав­ный био­ти­че­ский фак­тор
4) верх­ний пре­дел вы­нос­ли­во­сти
9.  
i

Из че­ты­рех пред­ло­жен­ных при­зна­ков три можно стне­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:

1) узкий вы­сту­па­ю­щий нос
2) ис­то­ри­че­ский ареал — боль­шая часть Азии
3) пря­мые жест­кие тем­ные во­ло­сы
4) слабо раз­ви­тый во­ло­ся­ной по­кров на лице у муж­чин
10.  
i

Ука­жи­те при­мер дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к раз­лич­ным ядо­хи­ми­ка­там
2) со­хра­не­ние сред­них раз­ме­ров кры­льев у де­ре­вен­ской ла­сточ­ки
3) су­ще­ство­ва­ние ре­лик­то­во­го рас­те­ния гинк­го в не­из­мен­ном виде
4) под­дер­жа­ние опре­де­лен­но­го раз­ме­ра вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых пче­ла­ми
11.  
i

Опре­де­ли­те фазу мей­о­за по опи­са­нию:

 

нити ве­ре­те­на де­ле­ния свя­за­ны с цен­тро­ме­ра­ми го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом; пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки.

1) ана­фа­за I
2) про­фа­за II
3) ме­та­фа­за I
4) те­ло­фа­за II
12.  
i

Одним из спо­со­бов транс­пор­та ве­ществ через плаз­ма­лем­му яв­ля­ет­ся диф­фу­зия. Ука­жи­те ха­рак­тер­ные для нее при­зна­ки:

 

а)  осу­ществ­ля­ет­ся без за­трат энер­гии;

б)  свя­за­на с ра­бо­той ион­ных на­со­сов;

в)  обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ме­ще­ние воды, мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да;

г)  одной из ее раз­но­вид­но­стей яв­ля­ет­ся транс­порт в мем­бран­ной упа­ков­ке.

1) а, в
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко а
13.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щее осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка:

1) близ­не­цо­вый метод поз­во­ля­ет опре­де­лить на­ли­чие фе­нил­ке­то­ну­рии
2) все хро­мо­сом­ные бо­лез­ни на­сле­ду­ют­ся по ауто­сом­но-до­ми­нант­но­му типу
3) ге­мо­фи­лия, син­дром Дауна — бо­лез­ни, свя­зан­ные с па­то­ло­ги­ей по­ло­вых хро­мо­сом
4) ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ис­поль­зу­ет­ся для ди­а­гно­сти­ки на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний и ме­ди­ко-ге­не­ти­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния
14.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для по­ло­во­го (I) и бес­по­ло­го (II) раз­мно­же­ния:

 

а)  уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность осо­бей;

б)  по­том­ки несут при­зна­ки обоих ро­ди­тель­ских ор­га­низ­мов;

в)  обес­пе­чи­ва­ет­ся спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции;

г)  в нем участ­ву­ют две спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — га­ме­ты;

д)  может осу­ществ­лять­ся при по­мо­щи ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов;

е)  один из спо­со­бов  — поч­ко­ва­ние.

1) I — а, б, г; II — а, в, д, е
2) I — а, б, е; II — а, б, в, д
3) I —а, г, е; II — б, в,д
4) I — в, г; II — б, е
15.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов ас­си­ми­ля­ции (I) и дис­си­ми­ля­ции (II), а также при­зна­ки, общие для про­цес­сов обоих типов (III):

 

а)  ос­но­ва­ны на рас­щеп­ле­нии слож­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ;

б)  ка­та­ли­зи­ру­ют­ся фер­мен­та­ми;

в)  син­те­зи­ро­ван­ные ве­ще­ства идут на по­стро­е­ние новых кле­ток;

г)  пре­об­ла­да­ют в ста­ре­ю­щем ор­га­низ­ме;

д)  ре­гу­ли­ру­ют­ся гор­мо­на­ми.

1) I — а; II — г, д; III — б, в
2) I — а, б; II — в; III — г, д
3) I — в; II — а, г; III — б, д
4) I — в, г; II — а, д; III — б
16.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а)  от­сут­ствие хво­ста у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян;

б)  трех­ка­мер­ное серд­це у за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка на одной из ста­дий раз­ви­тия;

в)  ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у ряда па­ра­зи­ти­че­ских чер­вей;

г)  за­клад­ка хорды у за­ро­ды­ша со­ба­ки;

д)  пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­но­го и ве­ноз­но­го кро­во­то­ков у птиц.

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, г, д
4) толь­ко б, г
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый
2) плес­не­вый
3) го­лов­не­вый
4) шля­поч­ный
18.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си ов­ся­ни­ца лу­го­вая:

1) не про­из­рас­та­ет
2) яв­ля­ет­ся кор­мо­вым рас­те­ни­ем
3) от­но­сит­ся к охра­ня­е­мым видам
4) яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ной пло­до­во-ягод­ной куль­ту­рой
19.  
i

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния циф­рой 4 обо­зна­че­на- ен):

1) зона про­ве­де­ния
2) кор­не­вой чех­лик
3) кор­не­вой во­ло­сок
4) зона рас­тя­же­ния и диф­фе­рен­ци­ров­ки
20.  
i

Со­глас­но би­нар­ной но­мен­кла­ту­ре в на­зва­нии ноч­ни­ца малая слово «малая»  — это:

1) ви­до­вой эпи­тет
2) на­зва­ние се­мей­ства
3) ука­за­ние чис­лен­но­сти вида в при­ро­де
4) на­зва­ние рода, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся вид
21.  
i

На ри­сун­ке ске­ле­та птицы таз обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
22.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

1) пря­мое раз­ви­тие
2) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела
3) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход
4) по­зво­ноч­ник со­сто­ит из двух от­де­лов: ту­ло­вищ­но­го и крест­цо­во­го
23.  
i

Опре­де­ли­те на­се­ко­мое по опи­са­нию:

 

две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев, по­кры­тых сплю­щен­ны­ми во­лос­ка­ми;

у взрос­лых осо­бей со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат в виде хо­бот­ка, свер­ну­то­го спи­раль­но и по­до­гну­то­го под грудь, у ли­чи­нок  — гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;

в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки.

1) му­ра­вей
2) куз­не­чик
3) шел­ко­пряд
4) ко­ло­рад­ский жук
24.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) ос­нов­ной спо­соб де­ле­ния кле­ток бак­те­рий — митоз
2) ви­ри­о­ны — это клет­ки про­ка­ри­от ша­ро­вид­ной формы
3) брюш­ной тиф и диф­те­рия — бак­те­ри­аль­ные бо­лез­ни че­ло­ве­ка
4) плаз­ми­ды об­ра­зу­ют­ся путем впя­чи­ва­ния плаз­ма­лем­мы внутрь бак­те­ри­аль­ной клет­ки
25.  
i

Струк­тур­ный эле­мент эпи­дер­ми­са листа, ре­гу­ли­ру­ю­щий га­зо­об­мен и ис­па­ре­ние воды, обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой:

1) 5
2) 2
3) 3
4) 8
26.  
i

У ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го:

1) ли­стья слож­ные, че­реш­ко­вые
2) хо­ро­шо раз­вит глав­ный ко­рень
3) ан­те­ри­дии об­ра­зу­ют­ся на муж­ском рас­те­нии
4) бес­по­лое по­ко­ле­ние пред­став­ле­но серд­це­вид­ным за­рост­ком
27.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  спо­ро­фит пи­та­ет­ся ав­то­троф­но;

б)  эпи­дер­мис хво­ин­ки по­крыт слоем воска;

в)  фло­э­ма пред­став­ле­на тра­хе­ида­ми, вы­пол­ня­ю­щи­ми про­во­дя­щую и опор­ную функ­ции;

г)  муж­ские шишки зе­ле­но­ва­то-жел­то­го цвета рас­по­ло­же­ны у ос­но­ва­ния мо­ло­дых по­бе­гов;

д)  семя ли­ше­но за­па­са пи­та­тель­ных ве­ществ.

1) а, б, в
2) а, б, г
3) б, в, г
4) в,д
28.  
i

На при­уса­деб­ном участ­ке уме­рен­но увлаж­нен­ная гли­ни­стая почва. Ука­жи­те, при какой тем­пе­ра­ту­ре почвы (I) и глу­би­не за­дел­ки зер­но­вок (II) усло­вия для про­рас­та­ния зер­но­вок ржи будут наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны­ми:

1) I - +1 °С; II - 18 см
2) I - +6 °С; II - 3 см
3) I - +10 °С; II - 22 см
4) I - +25 °С; II - 1 см
29.  
i

Жер­лян­ка и кай­ман от­но­сят­ся к:

1) раз­ным типам
2) од­но­му от­ря­ду
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са
30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1 — гидра

2 — вла­со­глав

3 — ме­ди­цин­ская пи­яв­ка

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а)  орган вы­де­ле­ния — почка

б)  сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка

в)  ра­ди­аль­ная сим­мет­рия тела

г)  за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

д)  на­ли­чие кожно-му­скуль­но­го мешка

1) 1ав; 2д; Збг
2) 1в; 2бд; Збгд
3) 1вг; 2абв; Згд
4) 1д; 2вд; Забв
31.  
i

На схеме стро­е­ния глаза че­ло­ве­ка циф­рой 1 обо­зна­че­на(-ен):

1) ра­дуж­ка
2) ро­го­ви­ца
3) хру­ста­лик
4) со­су­ди­стая обо­лоч­ка
32.  
i

В крови че­ло­ве­ка со­дер­жат­ся ан­ти­ге­ны (аг­глю­ти­но­ге­ны) А и ан­ти­те­ла (аг­глю­ти­ни­ны) β.

Ука­жи­те груп­пу крови че­ло­ве­ка

1) I
2) II
3) III
4) IV
33.  
i

В со­сто­я­нии покоя серд­це здо­ро­во­го че­ло­ве­ка сскра­ща­ет­ся в сред­нем 75 раз в ми­ну­ту. Под­счи­тай­те, сколь­ко часов в сутки при таком ритме пред­сер­дия на­хо­дят­ся в со­сто­я­нии си­сто­лы:

1) 9 часов
2) 12 часов
3) 3 часа
4) 21 час
34.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

а)  вы­пол­ня­ет опор­ную функ­цию;

б)  об­ра­зу­ет связ­ки и су­хо­жи­лия;

в)  меж­кле­точ­ное ве­ще­ство плот­ное, пла­стин­ча­тое;

г)  ос­нов­ные свой­ства  — воз­бу­ди­мость и со­кра­ти­мость;

д)  ге­не­ри­ру­ет и про­во­дит нерв­ные им­пуль­сы.

1) а, б, в
2) б, г, д
3) толь­ко а, в
4) толь­ко г, д
35.  
i

Те­мен­ная кость у че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся:

1) плос­кой
2) губ­ча­той
3) труб­ча­той
4) сме­шан­ной
36.  
i

Хо­ло­до­вые, теп­ло­вые и бо­ле­вые ре­цеп­то­ры у че­ло­ве­ка рас­по­ло­же­ны пре­иму­ще­ствен­но в:

1) дерме (соб­ствен­но коже)
2) ро­го­вом слое эпи­дер­ми­са
3) рост­ко­вом слое эпи­дер­ми­са
4) под­кож­ной жи­ро­вой клет­чат­ке
37.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы и об­ме­на ве­ществ в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

а)  ро­то­вая по­лость со­об­ща­ет­ся с глот­кой от­вер­сти­ем, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся зевом;

б)  желчь, вы­ра­ба­ты­ва­е­мая под­же­лу­доч­ной же­ле­зой, по про­то­ку по­сту­па­ет в ки­шеч­ник;

в)  ли­зо­цим слюны рас­щеп­ля­ет уг­ле­во­ды пищи;

г)  со­дер­жа­ща­я­ся в же­лу­доч­ном соке ли­па­за рас­щеп­ля­ет эмуль­ги­ро­ван­ные жиры мо­ло­ка;

д)  жи­ро­рас­тво­ри­мый ви­та­мин D ре­гу­ли­ру­ет обмен каль­ция и фос­фо­ра.

1) а, б, г
2) а, г, д
3) б, в, д
4) в, г, д
38.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

 

со­ма­то­тро­пин  — кар­ли­ко­вость = ин­су­лин  — ?

1) мик­се­де­ма
2) са­хар­ный диа­бет
3) ба­зе­до­ва бо­лезнь
4) не­са­хар­ный диа­бет
39.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

1)  об­ра­зу­ет ли­зо­со­мы;

 

2)  ха­рак­тер­на для кле­ток эу­ка­ри­от;

 

3)  со­дер­жит коль­це­вую мо­ле­ку­лу ДНК;

 

4)  обес­пе­чи­ва­ет кон­такт между со­сед­ни­ми клет­ка­ми;

 

5)  в ней син­те­зи­ру­ют­ся по­ли­са­ха­ри­ды кле­точ­ной стен­ки;

 

6)  яв­ля­ет­ся ме­стом про­те­ка­ния ре­ак­ций кис­ло­род­но­го этапа аэроб­но­го ды­ха­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

40.  
i

Для каж­до­го при­ме­ра му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний в мо­ле­ку­ле ДНК ука­жи­те вид му­та­ции:

 

Ге­не­ти­че­ская карта участ­ка хро­мо­со­мы

Вид му­та­ции
до му­та­циипосле му­та­ции1) де­ле­ция
2) ин­вер­сия
3) три­со­мия
4) мо­но­со­мия
5) ду­пли­ка­ция
6) по­лип­ло­и­дия
7) транс­ло­ка­ция
A) tre-leu-pro-lac-gal-try-histre-leu-leu-pro-lac-gal-try-his
Б) bog-rad-foxl-met-qui-txu-sqmbog-rad-foxl-met-qui-txu-txu-sqm
В) AroC-PurC-Dsd-PheB-AroB-His AroC-Dsd-PheB-AroB-His

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут из­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз. На­при­мер: А6Б6ВЗ.

41.  
i

Ука­жи­те, диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ука­зан­ных струк­тур по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

A)  во­ло­сы

Б)  нерв­ная труб­ка

B)  эпи­те­лий брон­хов

Г)  мо­лоч­ные же­ле­зы

Д)  пла­ва­тель­ный пу­зырь

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  эн­то­дер­ма

2)  эк­то­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б2В2Г1Д1.

42.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК (двой­ная спи­раль) имеет длину 102 нм и со­дер­жит 120 ти­ми­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов. Рас­счи­тай­те про­цент­ное со­дер­жа­ние гу­а­ни­ло­вых нук­лео­ти­дсв, вхо­дя­щих в со­став дан­но­го фраг­мен­та ДНК, учи­ты­вая, что один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК со­дер­жит 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа без знака про­цен­тов, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

43.  
i

У удава окрас пятен на теле опре­де­ля­ет­ся двумя ге­на­ми, один из ко­то­рых ло­ка­ли­зо­ван в ауто­со­ме, а дру­гой  — в Z-хро­мо­со­ме. Для по­яв­ле­ния ко­рич­не­вых пятен не­об­хо­ди­мо на­ли­чие до­ми­нант­ных ал­ле­лей обоих генов. Все осталь­ные ва­ри­ан­ты ге­но­ти­пов при­во­дят к раз­ви­тию жел­тых пятен, в экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли чи­стые линии уда­вов: самку с ко­рич­не­вы­ми пят­на­ми и ре­цес­сив­но­го по обоим генам самца с жел­ты­ми пят­на­ми. Затем ги­бри­ды скре­сти­ли между собой, при этом было по­лу­че­но 48 яиц. Рас­счи­тай­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся самцы с ко­рич­не­вы­ми пят­на­ми, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

Паст­бищ­ная цепь эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): си­ни­ца, дуб, яст­реб-пе­ре­пе­лят­ник, шел­ко­пряд. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 5 пар яст­ре­бов. Опре­де­ли­те, сколь­ко ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции (т) не­об­хо­ди­мо для при­ро­ста каж­до­го яст­ре­ба на 100 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, траты про­ду­цен­тов на ды­ха­ние со­став­ля­ют 60 %, в 100 г про­ду­цен­тов за­клю­че­но 200 кДж энер­гии, а в 100 г кон­су­мен­тов III по­ряд­ка  — 400 кДж.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы и из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Ука­жи­те жиз­нен­ную форму при­ве­ден­ных рас­те­ний:

РАС­ТЕ­НИЕ

A)  лопух боль­шой

Б)  мор­ковь по­сев­ная

B)  смо­ро­ди­на чер­ная

Г)  груша обык­но­вен­ная

Д)  яч­мень обык­но­вен­ный

ЖИЗ­НЕН­НАЯ ФОРМА

1)  травы

2)  де­ре­вья

3)  ку­стар­ни­ки

4)  ку­стар­нич­ки

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А4Б4ВЗГЗД1.

46.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, от­ли­ча­ю­щие ин­фу­зо­рию ту­фель­ку от амебы обык­но­вен­ной:

 

1)  на­ли­чие по­ро­ши­цы;

 

2)  по­ло­вой про­цесс  — конъ­юга­ция;

 

3)  спо­соб­ность об­ра­зо­вы­вать цисту;

 

4)  место оби­та­ния  — прес­ные во­до­е­мы;

 

5)  от­сут­ствие со­кра­ти­тель­ной ва­ку­о­ли;

 

6)  пе­ре­дви­же­ние с по­мо­щью лож­но­но­жек;

 

7)  на­ли­чие двух раз­но­ка­че­ствен­ных ядер  — боль­шо­го и ма­ло­го.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

47.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те по­ле­во­го шмеля, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Шмель;

 

2)  класс На­се­ко­мые;

 

3)  отряд Дву­кры­лые;

 

4)  цар­ство Жи­вот­ные;

 

5)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

 

6)  класс Бес­по­зво­ноч­ные;

 

7)  отдел От­кры­то­че­люст­ные;

 

8)  отряд Пе­ре­пон­ча­то­кры­лые.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 65238.

48.  
i

Схе­ма­ти­че­ские ри­сун­ки 1—4 от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти стро­е­ния ор­га­нов ды­ха­ния по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую схему:

 

A)  цапля серая;

 

Б)  жаба ка­мы­шо­вая;

 

B)  ве­ре­те­ни­ца лом­кая;

 

Г)  белка обык­но­вен­ная;

 

Д)  га­дю­ка обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: МБ4ВЗГ2Д1.

49.  
i

Ле­гоч­ная вен­ти­ля­ция (ЛВ) опре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле

 

ЛВ = ча­сто­та ды­ха­ния х ды­ха­тель­ный объем.

 

Рас­счи­тай­те ЛВ че­ло­ве­ка (см3/мин), если из­вест­но, что ре­зерв­ный объем вы­до­ха со­став­ля­ет 1400 см3, жиз­нен­ная ем­кость лег­ких  — 3800 см3, ча­сто­та ды­ха­ния  — 14 ды­ха­тель­ных актов (вдох-выдох) за 1 мин, ре­зерв­ные объ­е­мы вдоха и вы­до­ха равны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

50.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры, обо­зна­чен­ной на схе­ма­ти­че­ском ри­сун­ке го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка циф­рой 3:

 

1)  со­сто­ит из се­ро­го и бе­ло­го ве­ще­ства;

 

2)  вы­пол­ня­ет про­вод­ни­ко­вую функ­цию;

 

3)  со­дер­жит цен­тры слю­но­от­де­ле­ния и гло­та­ния;

 

4)  со­сто­ит из зри­тель­ных буг­ров и под­бу­гор­ной об­ла­сти;

 

5)  обес­пе­чи­ва­ет ори­ен­ти­ро­воч­ные ре­флек­сы не свет и звук;

 

6)  со­дер­жит выс­шие цен­тры раз­лич­ных видов чув­стви­тель­но­сти;

 

7)  со­дер­жит цен­тры не­про­из­воль­ных ре­флек­сов мо­че­ис­пус­ка­ния и де­фе­ка­ции.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.°